Вчера, 19 июля, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов заявил, что в случае продолжения обострения ситуации на Донбассе, СНБО может рассмотреть вопрос введения военного положения в Украине.
Корреспондент РепортерUA обратился за разъяснениями к замоблвоенкома полковнику Михаилу Логвинову и разузнал, каких действий в случае введения данного положения следует ожидать.
«В случае обострения провокаций может быть действительно введено военное положение. Но, в любом случае, соответствующий указ должен подписать еще президент Украины», – отмечает полковник.
По его словам, введения военного положения не означает объявление всеобщей мобилизации. Согласно закона закон №389-VIII «О правовом режиме военного положения», военное положение – это особенный правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для отвлечения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, предопределенное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц».
Законом предусматривается, что военное положение вводится указом президента на всей территории Украины или в отдельных ее регионах, утвержденных Верховной Радой, и прекращается после окончания срока, на который он был введен. В указе должны быть обозначены задачи военного командования, военной администрации, органов местного самоуправления, касающиеся осуществления мероприятий правового режима военного положения.
По словам Михаила Логвинова, может быть введен комендантский час, некоторые функции переходят к военному командованию и военным администрациям. Они, в частности, могут устанавливать усиленную охрану важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, вводить особый режим их работы, вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, принудительно отчуждать имущество, которое находится в частной или коммунальной собственности, изымать имущество госпредприятий для нужд государства.
Также военное командование и военные администрации могут ограничивать свободу передвижения граждан, проверять документы, а в случае необходимости, осуществлять осмотр помещений, вещей, грузов, служебных помещений и жилья граждан, запрещать проведение массовых мероприятий (забастовок, собраний и акций) поднимать вопрос о политических партиях и общественных объединениях, деятельность которых направлена на ликвидацию независимости Украины, подрыв безопасности и изменение конституционного строя.
«В условиях военного положения военное командование и администрации могут регулировать работу предприятий и телекоммуникаций, издательств, запрещать торговлю оружием, изымать огнестрельное оружие, запрещать продавать алкогольные напитки», – подытожил полковник.