Многие неоднократно видели удивительные фото ночного индустриального Запорожья, а также другие завораживающие снимки нашего города с высоты птичьего полета.
Мало кто знает, что их делает 23-летний запорожский фотограф-экстремал Константин Энквист, ведь он предпочитает оставаться за кадром.
По образованию Константин – международный экономист, но главное его увлечение, которое стало делом жизни – фотосьемка. Отметим, что он единственный в Запорожье фотограф, который работает в направлении урбан эксплорейшн (Urban exploration). При этом он занимается художественными, пейзажными, портретными, свадебными, лав стори и другими видами съемок.
Корреспонденту Forpost Константин рассказал, какие преграды приходится преодолевать, чтобы попасть на стратегические объекты, башни и предприятия, и чем это иногда заканчивается. Но сейчас фотограф решил посвятить себя художественной и фэшн-фотосьемке.
– Как Вы решили заниматься именно экстремальной фотосъемкой?
– Вообще я сам по себе такой человек, который близок к экстриму. Мне всегда было интересно авангардное и неизведанное. По сути такая съемка – это своего рода тоже экстрим, спорт. Экстремальная фотография – это опасная вещь, тем более, это не просто фото, на котором скалолаз залез на горы, ведь там предусмотрены страховки. То, что я делаю похоже на шпионский квест – пробраться на неизведанные объекты, места исторические и те, которые создавались рукой человека и техногенным веком. Это не только тренировка себя, но и откровение для души. Тебе открываются невиданные виды, которые до этого никто не видел.
– Вы занимаетесь руфингом или как Вы себя позиционируете?
– Руфер – вульгарное слово из просторов интернета. Сегодня так может себя назвать любой, кто залез крышу.
То чем я занимаюсь, называется урбан эксплорейшн (городское исследование). Это цель попасть в место, где в принципе простой гражданский человек никогда не был. К ним принадлежит определенная категория мест – изнанка города, и простой уличный прохожий никогда бы не подумал, что оттуда может быть крутой вид.
Самое понятие городского исследования строится на том, что человек со свежими мыслями, хорошей подготовкой и максимальной дерзостью пытается сфотографировать закулисье города, нечто нестандартное и экстремальное. Просто сделать и захотеть не получится. Это часто непросто – сначала происходит изучение местности, анализ источников связанных с задачей, кроме того нужно остаться незамеченным или продумать варианты действий по ситуации.
– Вы берете разрешения, чтобы сделать серию снимков на определенном предприятии? Вас часто задерживали за незаконное проникновение на объекты?
– Никогда никаких разрешений не было. Задерживали меня много раз. Когда я был первый раз в Киеве, залезли с друзьями на верхушку моста им. Фукса (ред. бывший Московский). Когда спустились, нас задержала старая милиция и начала разводить на деньги.
Когда-то с другом мы решили залезть на мэрию Москвы. Мы особо не спешили и сорвали датчик, впоследствии чего нас «приняли». Приехала Федеральная служба охраны, но тогда все закончилось нормально.
В Запорожье я решил посетить алюминиевый комбинат, «Запорожсталь», «Запорожкокс», окраины «Днепроспецстали» и другие. Я пробирался на эти заводы и фотографировал индустриальные пейзажи. Была ситуация, что я проник на алюминиевый комбинат, чтобы изучить пустой электролизный цех и четыре трубы над ним, снять монументальный вид мертвого гиганта алюминиевой промышленности СССР. По пути назад пришлось столкнуться с охраной, после чего состоялся разговор, приехал пообщаться директор, и спросил – «Кто тебя заказал?». Мы долго общались, но я переубедил его, что никто меня не заказывал. В итоге все обошлось спокойно.
– Были ситуации, когда мирно конфликт не удавалось решить?
– Обычно я прорабатываю местность заранее, чтобы знать, как попасть на тот или иной объект, но обычно я могу внезапно поехать на съемку, потому что захотелось именно сейчас. И иногда происходит полный треш. В один прекрасный день, я решил пройти через «Запорожсталь» и пробраться на «Запорожкокс», где у меня была цель – одна из самых высоких труб в Запорожье, она была в аварийном состоянии, но доступнее всего.
Я пробрался через территории заводов. Я знал куда идти, но элемент риска присутствовал. Я начал лезть на эту трубу и на какой-то высоте меня уже заметили, но делал я это под вечер и пренебрег некоторыми правилами бдительности. Я отснимал на этой 120-метровой трубе, и когда спускался обратно, меня принял весь подряд охраны, решили что я террорист и увели в админкорпус.
Мы нашли общий язык, плюс еще приехала полиция, и меня проверили, что я чист. Так что все всегда заканчивалось нормально. Вот только один раз во время съемки я потерял Macbook. Было не так жалко дорогой вещи, как всей работы, что на нем была.
– Вы покоряете вершины зданий, используя оборудование и страховку?
– Страховки нет никакой. Иногда беру трос, чтобы поднимать за собой рюкзак с фототехникой. Я к этому отношусь не как к спорту. Это не столь физическое преодоление себя, сколько внутреннее. Хотя форму поддерживать нужно, чтобы быть уверенным в своих возможностях. Я рискую жизнью довольно редко. К примеру, во Львове на здании оперы я несколько раз взбирался через громоотвод. Это было самое забавное и опасное мероприятие.
Пару-тройку лет назад я взбирался на кран наших недостроенных мостов. Было много фото, которые хорошо разошлись в сети. В прошлом году я с друзьями решил оформить видеопроект – своего рода экшн, словно тени постмодерна ползут по техническим конструкциям. Для первого раза неплохо вышло.
– В каком направлении Вы работаете сейчас?
– Сейчас занимаюсь художественной, авангард и фэшн-фотосьемкой. Это то, что для души, что позволяет создавать имидж и зарабатывать. Отпечаток моей философии сказывается на съемке. В данный момент хочу снимать людей в необычных образах и уже открываю авторскую фотостудию.
– Расскажите о Вашей фотостудии, чем она отличается от уже существующих?
– Фотостудия достаточно вместительная как для одного помещения. Я приверженец минимализма и авангардных тенденций и мои фотографии имеют отпечаток футуризма. Поэтому, во-первых, она будет обустроена качественным оборудованием. Во-вторых, в ней можно будет заниматься экспериментами с водой, разным светом и формами. Кроме этого, она не будет существовать отдельно от фотографа.
Попасть на фотосъемку к Константину может каждый желающий. Желательно записываться заранее, но как уточнил фотограф можно попробовать и за несколько дней.
Юлия Савченко
Фото из личного архива Константина Энквиста