Forpost разбирался, кто может унаследовать за Эдуардом Гугниным кресло главы областной организации президентской партии «БПП-Солидарность».
Мы уже писали о том, что заместитель губернатора Запорожской области Эдуард Гугнин немножечко нарушает закон Украины «О госслужбе»: он сидит сразу на двух креслах – главы областной ячейки БПП и собственно заместителя губернатора, хотя по закону такое совмещение запрещается. И как минимум одно из кресел под Гугниным уже зашаталось: ходят упорные слухи, что не позднее чем к середине июля (то есть в ближайшие три недели) Гугнин покинет свой партийный пост.
Возникшая вакансия может показаться не слишком важной: мало кто из горожан знает, что Гугнин вообще возглавлял областную организацию БПП. Однако на партийном руководителе такого уровня лежит как минимум две важных задачи: во-первых, он несёт ответственность за голосование членов фракции в облсовете (а фракция БПП далеко не самая маленькая), а во-вторых, во время выборов (любых) он в том числе отвечает за формирование списка кандидатов от партии – что, сами понимаете, резко увеличивает его влияние. Кроме того, в случае с БПП пост главы областной организации – это ещё и показатель хороших отношений с Администрацией Президента, что также немаловажно в Запорожье. Иначе говоря, это весьма ответственный и статусный пост.
Для объективного анализа кандидатур на эту должность мы взяли за основу пять критериев сравнения возможных кандидатов:
1) репутация и наличие/отсутствие скандалов за последние несколько лет;
2) наличие финансового ресурса и/или поддержки финансово-промышленных групп (ФПГ);
3) опыт руководства партийной структурой такого уровня;
4) отношения с Администрацией Президента и коллегами по партии из Киева, а также запорожскими элитами;
5) соответствие имиджу президентской партии.
Рассмотрим потенциальных кандидатов, основываясь на этих критериях. Как наиболее очевидных кандидатов на этот пост мы рассмотрим ректора ЗНУ Николая Фролова (кандидат от БПП на выборах мэра), Григория Самардака (глава облсовета, лоббист Эдуарда Гугнина на должность заместителя губернатора), и Игоря Артюшенко (народный депутат, глава Запорожской городской ячейки БПП).
Нардеп Николай Фролов был кандидатом от БПП в мэры Запорожья – что показывает весомый уровень доверия к нему в Киеве. Фролов выглядит достаточно логичным кандидатом на роль главы областной организации «Солидарности», однако далеко не факт, что сам Фролов в этом заинтересован: как-никак ректора ЗНУ можно назвать одним из самых осторожных столпов запорожского политикума, а рейтинг БПП сейчас, прямо скажем, не на подъёме. Однако у Фролова есть почти всё, что он сам считает нужным для этого поста: деньги (ректор ЗНУ – не самый бедный человек в городе), влияние в Запорожье и нормальные отношения с местными элитами. Кроме того, Фролов был заместителем председателя Запорожской областной организации ВО «Батькивщина» и председателем областной организации партии «Единый Центр», то есть имеет опыт управления крупными партийными структурами.
Однако по другим критериям у Фролова далеко не всё гладко. Во-первых, даже в Киеве понимают, что в случае назначения на этот пост хитрый старый лис Фролов будет играть в первую очередь собственную игру, а уже потом, по остаточному принципу, выполнять команды партии. Во-вторых, на последних выборах в Запорожье доверие президентской партии Фролов не оправдал. Поражение от Буряка, допустим, было предсказуемым и легко просчитывалось. Но то, что кандидат от БПП чуть было не лишился второго места в первом туре, лишь с минимальным отрывом и громким скандалом сумев обойти кандидата от «УКРОПа» – это наверняка подорвало позиции Фролова на Банковой. А полный провал во втором туре показал киевлянам несостоятельность его команды. Поэтому шансы Фролова выглядят достаточно спорными. Единственное, что может дать Фролову серьёзный перевес в борьбе с конкурентами, его возможная поддержка от старых друзей «домайдановских» времен. И последний аргумент не в пользу Фролова – его образ никак не коррелируется с майдановскими идеями, на которых, собственно, и прошла в парламент партия Порошенко.
Глава Запорожского облсовета Григорий Самардак, большой друг Гугнина, был бы наверняка не против по-дружески «перехватить» у товарища пост главы областной ячейки БПП. Однако навряд ли кандидатура Самардака устроит официальный Киев: как ни крути, шлейф за ним тянется не из приятных: даже если не вспоминать старые истории про похищенные трубы, за недолгое (с апреля по декабрь прошлого года) пребывание на посту губернатора области Самардак запомнился разве что несколькими скандальчиками. Да, именно скандальчиками, а не скандалами: да простит нас Григорий Викторович, масштаб его деятельности не дотянул даже до полноценного скандала…
Отставку с поста губернатора и избрание в облсовет на пост главы он принял с явным удовлетворением: пусть этот пост и считается менее влиятельным, чем должность губернатора, но и сместить с него человека довольно сложно: одной подписи Президента тут уже недостаточно, нужно голосование облсовета, а с депутатами договориться куда проще, нежели с первым лицом государства. Поэтому вряд ли на Банковой доверят Самардаку вести свою игру, при которой они не смогут иметь влияния на его кресло – глава облсовета юридически почти неуправляем. Хотя с точки зрения «вертикали власти» это был бы более чем логичный ход: раз губернатор занимать партийное кресло не может по закону, то пусть его займёт глава облсовета.
Но сама личность Самардака становится ключевым препятствием для реализации этой несомненно красивой схемы. Хотя у Самардака есть и поддержка ФПГ, есть нормальные отношения с местными власть имущими, есть и немалый опыт управления. Однако имиджу президентской (уточним: ещё и «майдановской») партии Самардак соответствует примерно никак, особенно в свете начавшейся с Николаева партийной чистки в «Солидарности». Вероятно, киевлян удовлетворит нынешний статус главы облсовета – члена партии, а не ее руководителя. Итого: если на Банковой решат, что запорожская ячейка партии должна быть тихой и незаметной, а подковёрные вопросы областного совета (вроде личных договоренностей о личных вопросах с «Оппоблоком» и «Самопомощью») можно отдать на собственное усмотрение одного человека, то Самардак – идеальная кандидатура на этот пост. Для других целей придётся поискать другие кандидатуры.
Нардеп Игорь Артюшенко сейчас возглавляет городскую организацию «БПП-Солидарность» – иначе говоря, вторую по статусу после областной. Его «повышение» до поста, который занимает Гугнин, выглядело бы логично, если бы не два «но». Первое – Артюшенко достаточно «конфликтный» человек, который регулярно делает публичные заявления, в том числе в Facebook (в отличие от конкурентов), а судя по событиям последнего года, президентская партия на областном уровне привыкла скорее договариваться с конкурентами, чем держать свою линию. Достаточно попытаться вспомнить острые заявления Гугнина в адрес конкурентов из других партий. Вспомнили? Вот и нам не удалось. «Худой мир лучше доброй ссоры» – таков лозунг БПП в Запорожье.
Вторая причина же довольно банальна: деньги. Чтобы содержать областную ячейку партии, даже в межвыборный период, нужны немалые средства. Артюшенко не имеет собственных крупных финансовых ресурсов, как Фролов, и не владеет поддержкой крупной ФПГ, в отличие от Самардака (привет «Индустриалбанку» и «Оппоблоку»). Хотя коррупционный скандал с намеком на зарабатывание «левых» денег у него все же был. В 2015 году Артюшенко устроил войну с таможней, обвиняя её в коррупции, и тогда же ему начали приписывать корыстное лоббирование местного бизнеса. История закончилась логично – таможенники позже действительно были пойманы на взятке, правда, в другом эпизоде, но осадок-то остался! С другой стороны, Артюшенко довольно успешно справляется с городской ячейкой БПП и соответствует имиджу президентской партии: народный депутат, член фракции БПП, лидер запорожского Майдана, активный патриот, демонстрировавший готовность к реформам и не запятнавшийся в крупных скандалах. По нашим пяти критериям Артюшенко выглядит наиболее годящимся для этой цели кандидатом.
Хотя де-юре главу областной ячейки избирают голосованием члены партии, де-факто будущих «избирателей» с партийными билетами заранее предупреждают о том, за кого именно они голосуют: решение принимается и согласовывается в Киеве. А там Артюшенко в силу возраста и небольшого опыта в политике ещё не успел обрасти таким количеством нужных связей, как его соперники.
Впрочем, не исключён и неожиданный вариант: например, под Гугниным может упасть не то кресло, и тогда он покинет пост замгубернатора, оставшись на своей партийной позиции. Судя по разговорам в кулуарах, последний «осколок» эпохи Самардака (это мы о Гугнине) не очень устраивает губернатора Брыля, окружившего себя разнородной, но довольно забавной командой заместителей. Есть и довольно экзотические предположения: например, чисто теоретически ячейку может возглавить нардеп Пётр Сабашук, имеющий в Запорожье довольно стабильный рейтинг, неплохой опыт, но сознательно старавшийся до сих пор плотно не привязывать себя к бренду партии «Солидарность» и проявляющий низкую политическую активность. По той же причине – низкой активности – мы даже не рассматриваем как кандидатуру другого нардепа, Кривохатько.
Как бы то ни было, уже в ближайшие недели мы точно узнаем, кто победил в этой борьбе. Из троих в лодке стоять за штурвалом должен только один…