Дмитрий Назаренко возглавляет клуб коллекционеров пивной атрибутики в Запорожье. Но кроме этого он пропагандирует культуру употребления пива в нашем городе и организовывает пивные фестивали. Но обо всем по порядку.
Сначала мы выбрали для встречи одну из кофеен в центре города, но в последний момент посчитали, что формат нашей беседы требует полного погружения в вопрос и отправились в заведение, в котором варят свое пиво.
Дмитрий встретил нас с целой стопкой толстенных папок, в которых хранит большую часть своих сокровищ – пивных этикеток.
– Сколько на сегодняшний день собрано этикеток из-под пива и в каком порядке ты их сортируешь?
– Вообще больше 17 тысяч. Остальные я еще не успел посчитать, поскольку это требует, как вы понимаете, большого количества времени. В каждой папке – этикетки определенной страны, а дальше я их раскладываю по городам потом по заводам, дальше продукция по сортам и уже те по годам выпуска. Бывает, что дизайн одной этикетки меняется несколько десятков раз.
– А у кого на сегодняшний день самая большая коллекция?
– У киевлянина – около 300 тысяч. Но вообще это сложно подсчитать. Я, например, собирают этикетки только со стеклянных бутылок, кто-то до определенного года, остальным неважно с какой тары.
– Есть ли какая-то цель в количестве собираемых этикеток?
– Нет, скорее просто собрать как можно больше. Есть микроцель собрать этикетки Запорожья и понаходить все этикетки Крыма. Те, которые были до оккупации, очень много выпускалось, сейчас выпускаются очень своеобразные. Плюс период немецкой оккупации.
– Когда кто-то в руки берет твои сокровища, собранные годами, не возникает опасения или желания отобрать, как вот у меня сейчас?
– Нет, конечно, (смеется), что с ними будет то? Бутылки же приходится отмачивать в воде, чтобы снять этикетки, а некоторые даже заливать кипятком, настолько крепко они приклеены.
– А ты тратишь деньги на покупку этикеток для коллекции или есть какой-то принципиальный момент?
– Придерживаюсь принципа, что нет смысла тратить деньги на то, что само придет. Пару этикеток, правда, покупал. Одна 1800 какого-то года «Радомышль» по смешным деньгам, а вторые стопкой. Сейчас смотрел из Северной Кореи, их три за 5 долларов.
– А какая максимум может быть цена этикетки?
– Нашел человек 1000 штук и если сначала он их продавал 100 долларов, то сейчас они лежат по 5 и никому не нужны. Все индивидуально очень.
– Какие этикетки считаются редкими?
– Дореволюционные. Есть исключения, например, их много. Но, например, этикетка нашего Янцена (создатель первого пивзавода в Запорожье 150 лет назад. прим.автора) вообще одна и в частной коллекции у прибалта.
Выпускались 4 сорта, бутылок полно, у нас только в музее 12 штук, а этикетка всего одна.
Редкие еще этикетки тех стран, в которые не попасть. Та же Северная Корея. И пиво там есть ,и этикетки, но достать невозможно. Куда писать? Адресов заводов нет.
– В твоей коллекции есть любимые этикетки? Конечно. Мне очень нравится творчество американцев. Например, мне встречалась серия пива, где главный герой была черепаха. В Украине пока в креативе уступают, пивоварам со всего мира, хотя в последние годы мы подтягиваемся. Взять хотя бы львовские пивоварни.
– Не оценивал свою коллекцию?
– Безыдейно это. Есть, например, этикетка с историей и ты продал бы ее за много денег, но по факту она стоит мало. Во-первых жалко, а во-вторых не стоит вопрос. Оптом ее, к тому же, мало кто возьмет.
– Ты помнишь историю каждой этикетки?
– Конечно! За редким исключением, если, например, пришла стопка с завода. Я года четыре назад пробовал писать на заводы по электронке, что я такой то и такой то у нас клуб, пришлите этикеток и многие присылают.
– И на какие заводы писал?
– Да на все, адреса которых смог найти. Это, например, с Новой Зеландии, с Намибии прислали домой, с Уганды простым письмом. И в этом еще одна польза: и английский вспомнил, который в школе учил, и географию подтянул, потому что пришло письмо из Сент-Люсии, а я даже не знаю где это. Оказалось, что это островное государство в Карибском бассейне
– А отвечают что-то с пивзаводов или просто шлют этикетки?
– В основном пишут: о, классно, нас знают в Украине. Раз вообще было, что прочитал в интернете есть контора в Греции, которая выращивает грибы. И вот они как-то сидели в пабе и думали, что же еще не делали из грибов (во всяком случае такая легенда), и решили делать пиво. Договорились с бельгийцами.
Я написал, что коллекционер и попросил этикеток. Пришла красивая этикета с грибами, конечно: Ничего себе, нас знают в Запорожье, а где это? А точно, в Украине, удачи тебе в коллекционировании и прислали 5 этикеток. И это при условии, что они сварили всего 500 бутылок и из них прислали в Украину целых 5.
– Этикетки от пива вообще представляют какую-либо историческую ценность?
– Для истории вообще, наверное, да. На этикетках отображаются изменения: внешне и внутренние экономичные. Это в первую очередь ценовая политика. Например, на старых советских этикетках писали цену, меняются ГОСТы. Если помните, в былые времена выпускалось пиво к праздникам, к Олимпиаде и так далее.
– Не возникало идеи показывать свою коллекцию более широкому кругу людей?
– Была и есть идея создать музей пива, причем либо запорожского, либо юга. Во Львове работает музей пива в целом с небольшим отклонением на львовское, а мы хотели именно нашего Подавали идею «Славутичу», руководство уже готово было выделить финансирование, но потом поменялся директор и все так и осталось в планах. Но мысль есть и я от нее не отказываюсь.
– То есть экспонаты для этого музея уже тоже готовы?
– Условно музей должен был разделен на 4 периода и представлено пиво в хронологическом периоде: первый это домануфактурное, домашнее. На самом деле пиво у нас начали делать еще скифы. Понятное дело, что предметов скифских немного, но реплики можно достать, второй период – дореволюционное мануфактурное производство, далее с 17-го года по 91 год. Экспонаты есть, но они хранятся в частных руках.
– В чем основная преграда на пути создания музея?
– В помещении. Вернее даже в финансировании помещения. Проводить экскурсии не проблема. Изначально планировали возле пивзавода установить памятник пивовару и уже рядом музей и заодно локализовать все экскурсии о пиве в пределах города.
– Раз уж мы немного отвлеклись от твоей коллекции, давай поговорим об «Янцестфесте». В следующем году ожидать любителям пива похожего мероприятия?
– В этом году действительно мы отметили 150-летия с момента основания первой пивоварни в Запорожье немцем Янценом. Я хочу, чтобы этот фестиваль стал ежегодным. Более того, в планах создать местный «Окторберфест» в сентябре или октябре, допустим, когда еще не очень холодно.
– По-твоему мнению среди запорожцев есть культура потребления пива?
– К сожалению, на сегодняшний день не такая высокая, как хотелось бы, но наши фестивали надеюсь эту ситуацию изменят. Как показывает прошлый опыт, никто не напился и не создавал проблем. Почему-то есть культура потребления вина, а пива как такового нет. Хотя этот напиток во многом богаче по вкусу и полезнее.
Алина Новгородцева, фото Екатерина Клочко