С 1 мая антитеррористическая операция в Украине завершилась. Ее переименовали в «Операцию объединенных сил» (ООС). Но это сути дела не меняет. Украинский писатель и блогер Александр Сурков детально описывает десять операций Вооруженных Сил Украины на Донбассе, которые, по его мнению, изменили ход войны и позволили сохранить независимость Украины.
«Данный перечень заметно отличается от той «версии» войны, которую с лета 2014 года нам навязывали несколько антиправительственных СМИ, а также пиар-службы некоторых добровольческих формирований. Обо многих изложенных фактах ряд читателей узнает впервые, хотя они и находятся в свободном доступе», — говорит автор в предисловии к материалу.
1. Захват Донецкого аэропорта (26 мая 2014)
Сводный отряд, в который вошли подразделения 95-й аэромобильной бригады, 3 и 8 полков, 140 центра спецназа (всего около 243 человека) неожиданным ударом при поддержке штурмовой авиации выбил из здания «Нового терминала» Донецкого аэропорта группировку противника (400-450 человек), которой командовал бывший командир донецкой «Альфы» Александр Ходаковский.
Сепаратисты ожидали что украинские военные сдадут аэропорт, поэтому скрытно подготовленная контратака увенчалась успехом и нанесла ощутимый тактический и моральный удар по противнику.
Установление контроля над частью зданий аэропорта позволило удерживать ДАП до 22 января 2015 года, сковывая противника и не давая ему продвигаться. Это сыграло важную сдерживающую роль при «большом вторжении» российских регулярных сил в конце августа.
2. Освобождение Дзержинска (21 июля 2014)
Утром 21 июля две группы спецназа 73 и 140 центров вошли в Дзержинск (сейчас Торецк) имея задачу взять под контроль ключевые объекты (здание администрации и позицию батареи «Град») для того, чтобы обеспечить вхождение в город основных сил. Однако группа, захватившая администрацию была обнаружена и заблокирована сепаратистами. Узнав о начале штурма, из Горловки, находящейся в 15 км, вышла колонна боевиков численностью примерно 200 человек в сопровождении танков и БТР. Это были практически все силы, которыми располагал полевой командир Безлер (Бес), к тому времени прославившийся своей жестокостью. Узнав что в Дзержинск вошла механизированная группа, подразделения МВД и ВСУ не рискнули заходить в город.
Семь с половиной часов спецназовцы 73 центра и пришедшие к ним на помощь бойцы 140 центра при точечной поддержке артиллерии и штурмовой авиации удерживали здание администрации, успешно отражая все атаки врага.
По результатам боя отряды сепаратистов, находящиеся в Дзержинске были уничтожены и рассеяны, а бронетехника сожжена. Боевики вынуждены были «россыпью» панически уходить из города.
По разным оценкам группа спецназовцев (чуть более 40 человек) уничтожила до 150 единиц живой силы противника, после чего «Бес» так и не смог восстановить боевой потенциал своей группировки. Ни одно здание(кроме горадминистрации, которую сепаратисты подожгли огнеметами) и ни один мирный житель в Торецке не пострадал. Потери украинских спецназовцев составили одного тяжелораненого, шестерых легкораненых и ни одного убитого.
3. Освобождение Лисичанско-Северодонецкой агломерации (24 июля 2014)
Летом 2014 года Лисичанск и Северодонецк был ключевыми населенными пунктами в системе обороны сепаратистов, «ЛНР». Они оборудовали позиции на господствующих высотах, в городах установили блокпосты, в жилых домах организовали огневые точки. Общевойсковая операция, которая была спланирована Генеральным Штабом осуществлялась под командованием полковника Забродского (командира 95 омбр). Батальонно-тактические группы 95 и 51 бригад и силы добровольческого батальона «Донбасс», действуя согласованно, вышли с разных сторон на окраины Лисичанска, взяли под контроль мосты и выставили свои блокпосты. Сил для полного окружения Лисичанска не хватало, потому город освобождали поэтапно.
В городе противник оказывал ожесточенное сопротивление, но сдержать наступление украинских войск ему не удалось. Блокпосты на перекрестках разбивали танками, огневые точки и снайперские позиции подавляли стрелковым оружием и гранатометами.
Освобождение Лисичанска позволило восстановить контроль над несколькими районами Луганской области, в результате чего вторгнувшимся через месяц российским батальонно-тактическим группам так и не удалось осуществить прорыв вглубь страны по этому направлению.
4. Артналет на российскую колонну под Саур-Могилой (13 августа 2014)
В этот день от разведывательных подразделений пришла информация о появлении колонны 18 отдельной мотострелковой бригады РФ в районе Снежного. Был осуществлен ракетный удар по голове колонны. После доклада разведки о поражении головы колонны и ее остановки был нанесен ракетный удар по хвосту.
После блокирования колонны между пораженной головой и хвостом был осуществлен огневой удар с разделением точек прицеливания каждой боевой машины «Смерч» вдоль колонны». По словам одного из артиллеристов: «Одной Точкой остановили, другой заблокировали, а потом Смерчами причесали…»
Колонна была полностью уничтожена, мало кому удалось спастись. По данным агентурной разведки, общие потери техники составили 46 единиц. Хаоса добавил тот факт, что одна из ракет попала в придорожную заправку, которая взорвалась.
5. Артналет на штаб российской группировки (24 августа 2014)
В штаб АТО от одного из разведподразделений поступила информация про выявление командного пункта «Центра территориальных войск Южного округа» (так называлась группировка российских войск, введенная на Донбасс). КП располагался неподалеку от Луганского аэропорта около села Новосветловка и был замаскирован под полевой узел связи.
Немедленно по скоплению людей и техники было нанесено два ракетных удара: по пункту управления две ракеты «Точка-У», по скоплению личного состава и техники — четыре ракеты «Точка-У». В результате все цели были полностью уничтожены. По данным агентурной разведки противник потерял около пятидесяти военнослужащих, входивших в состав штаба в числе которых было два генерала. Благодаря осуществлению этой операции российские войска потеряли управляемость и не смогли развивать вторжение, что в конечном итоге привело к тому что представители РФ вынуждены были начать переговоры о перемирии.
6. Артналет на штурмовую колонну РФ под Новоазовском (1 сентября 2014)
В ночь с 01-02.09.2014 года вблизи населённого пункта Новоазовск было выявлено сосредоточение личного состава и техники противника, которые предназначались для штурма Мариуполя. По решению штаба АТО был нанесён ракетный удар, в результате которого батальонная тактическая группа потеряла боеспособность и «управляемость», после чего была выведена на территорию РФ , а Мариуполь не был захвачен.
По некоторым данным, после этого удара НГШ РФ Герасимов лично связался с Виктором Муженко и просил дать возможность эвакуировать большое количество раненых и убитых, сама же эвакуация продолжалась примерно трое суток.
7. Рейд десантников (1-5 сентября 2014)
В конце августа резервы ВСУ были исчерпаны и южное направление (сектор «М») оказалось практически не прикрытым боеспособными подразделениями. Чтобы сохранить контроль над районом, подразделениям 79 и 95 аэромобильных бригад было отдано распоряжение на совершение марша из районов Краматорск и Славянск в сторону Мариуполя.
Продвигаясь с непрерывными боями десантники выбили сепаратистов из Угледара, Владимировки, Благодатного, Новотроицкого, Еленовки, Николаевки и Докучаевска. Было выявлено и уничтожено большое количество боевиков, вооружения и военной техники.
4 сентября были проведены «демонстрационные действия» в направлении Волноваха–Мариуполь и обратно.
5 сентября при поддержке артиллерии штурмовые отряды 79 и 95 аэромобильных бригад перешли реку Кальмиус и приступили к освобождению Тельманово и Новоазовска, однако наступившее перемирие вынудило их возвратиться.
Рейд аэромобильных бригад, в котором в общей сложности принимало около 1500 человек, был принят противником за широкомасштабное контрнаступление украинской армии. Это позволило возвратить контроль над рядом населенных пунктов, не дать захватить Мариуполь и остановило вторжение на южном участке боевых действий.
8. Подрыв дамбы на реке Карапулька (2 февраля 2015)
Разведгруппой украинского спецназа на дамбе, перекрывающей р.Карапулька в 6 км от Логвиново были обнаружены следы российских танков, которые проводили инженерную разведку переправы. Дамба шириной около 15 метров располагалась на линии Горловка — Логвиново, переход по ней бронетанковой группы противника обеспечил бы превращение Дебальцевского плацдарма, где уже шли ожесточенные бои, в котел.
Дождавшись наступления темноты командир группы спецназа капитан-лейтенант Ковальчук выдвинулся вместе с инженерами к дамбе на грузовике «Урал», в котором было порядка 400 кг тротила.
Прикрывая саперов, спецназовцы вели огонь по наблюдательному пункту противника, где находилось около 20 сепаратистов. Пробив шурфы, саперы, действуя под огнем, заложили заряды и незадолго до подхода вражеской колонны взорвали дамбу, сделав невозможным использование ее для переправы техники.
Благодаря четким и грамотным действиям саперов и бойцов спецназа, противник вынужден был изменить планы, что позволило удержать контроль над этим участком обороны и не дать заблокировать группировку составляющую около 6000 человек под Дебальцево.
Свидетельство одного из участников: “Ядерный грибок доводилось видеть? Ну, вот штука наподобие такого. Балки- их просто так фуххх! – как пушинки разметало. И получилась огромная яма. Противник выдвинулся – ну а шо уже, в задницу себе засунь эту дамбу…”
9. Артналет на ж/д станцию Иловайск (13 февраля 2015)
В разгар боев под Дебальцево в ответ на обстрел российскими «Смерчами» штаба АТО, расположенного на аэродроме Краматорск, по месту базирования российских реактивщиков — в районе железнодорожной станции Иловайск был нанесен «удар возмездия». При планировании артналета разведкой были обнаружены два эшелона с личным составом, боекомплектом и топливом, которые в этот момент находились на железнодорожной станции Иловайск.
Удар «Смерчами» уничтожил оба эшелона, из которых, как выяснилось позже, как раз выгружалась российская батальонно-тактическая группа, предназначенная для захвата Волновахи.
В результате мгновенной реакции артиллеристов было сорвано широкомасштабное наступление, в котором захват Дебальцево, по замыслу российских штабистов был лишь начальным этапом.
10. Отражение вражеской атаки под Марьинкой (3 июня 2015)
3 июня войска сепаратистов в составе примерно двух батальонно-тактических групп выдвинулись на штурм Марьинки, города-спутника, лежащего к юго-западу от Донецка. Украинские подразделения, получившие разведданные о готовящемся штурме, отошли в тыл, скрытно подтянув артиллерию, и взяли наступающего противника в «огневой мешок».
В результате грамотных действий было нанесено огневое поражение всем группам противника. На мосту в Петровском районе украинская артиллерия накрыла несколько единиц военной техники «ДНР», и та заблокировала отступающим боевикам отход. Боевики «ДНР» пытались прорваться назад в Донецк, но пути отхода простреливались артиллерией и стрелковым оружием. Часть боевиков укрылась на конной базе в Марьинке, но после нанесения огневого поражения они в панике кинулись бежать, прорываясь в Донецк.
Боевые действия под Марьинкой четко показали как российско-сепаратистским оккупантам так и всему миру, что украинская армия за год войны стала грозным противником и в состоянии удерживать занятые позиции. После этого попыток силового захвата украинских населенных пунктов противник больше не предпринимал.